Адаптер монохромного дисплея и принтера

      Сначала поговорим о монохромном дисплее, он - простейший из

    двух адаптеров. Мы отложим описание той части платы, которая

    работает с печатающим устройством, пока не дойдем до адаптера

    печатающего устройства. Схема адаптера печатающего устройства на

    монохромной плате идентична схеме отдельного адаптера печатающего

    устройства, поэтому способы программирования их также одинаковы.

 

      Черно-белая плата работает в одном режиме. Этот видео адаптер

    предназначен для вывода 25 строк символов по 80 символов в строке.

    Такое построение изображения называют режимом 80*25. Вы помещаете

    символы на экран, записывая коды ASCII в буфер дисплея. Буфер

    дисплея - это специальная область памяти, расположенная в адресном

    пространстве по адресу 0B0000H. Эта память - часть платы адаптера,

    а не системной памяти. Всякий раз, когда вы записываете символ в

    коде ASCII в буфер дисплея, он появляется в соответствующем месте

    экрана. Преобразование символа из кода ASCII в точки на экране

    выполняется аппаратно.

 

      Каждый символ на дисплее имеет атрибут. Атрибуты символов

    определяют вид, в которым адаптер выводит символы на экран. На Фиг.

    8.7 показаны атрибуты символов и их значения. Вам нужно знать эти

    значения, так как их тоже надо помещать в буфер дисплея. Позиция

    каждого символа в буфере дисплея занимает два байта. Четный байт

    пары содержит код символа, а нечетный - значение атрибута. По Фиг.

    8.7 можно определить значение атрибута, с которым выводить на экран

    символ. Обычно выводится белый (на самом деле зеленый) символ на

    черном фоне. Для этого случая значение атрибута равно 07H. Чтобы

    сделать изображение негативным, нужно изменить значение атрибута на

    70H. Атрибут 00H делает символ невидимым. Хотя код ASCII символа и

    записан в байт символа, значение атрибута не дает символу появиться

    на экране.

 

      Дисплейный буфер черно-белой платы содержит 4K байта памяти.

    Этого достаточно, чтобы иметь байты символов и атрибутов для каждой

    из 2000 позиций экрана. Первый символ буфера дисплея появляется в

    верхнем левом углу экрана, следующие два байта изображают следующий

    символ справа, и так далее. Первый символ второй строки находится в

    байтах 160 и 161. Теперь можно определить адрес любого символа на

    экране. Сначала определим позицию в верхнем левом углу экрана, как

    находящуюся в строке 0 и колонке 0; нижний правый угол находится в

    строке 24 и колонке 79. Тогда формулой вычисления адреса для

    произвольной строки и позиции будет

 

      адрес = 2*(строка*80 + колонка) + 0B0000H

 

      Умножение на 2 выравнивает адрес к двум байтам на позицию.

    Прибавление значения 0B0000H отражает начальный адрес буфера

    дисплея. Обычно в программе либо регистр DS, либо регистр ES

    загружается значением 0B0000H, и в остальном программа работает со

    смещениями в буфере дисплея.

      Значение                Атрибут

      ----------------------------------------------------------

      00H         ничего не выводится

      01H         подчеркнутые символы

      07H         белый символ на черном фоне

      0FH         ярко-белый символ, черный фон

      70H         черный символ, белый фон

      80H         при добавлении к любому другому символ

                  мигает

      ----------------------------------------------------------

      Фиг. 8.7 Символьные атрибуты для монохромного адаптера

 

      На Фиг. 8.8 в качестве примера для монохромного дисплея

    приведена программа, которая перемещает содержимое экрана на одну

    позицию вправо. Она выбрасывает крайнюю справа колонку, а слева

    помещает колонку из пробелов. Если вы хотите испытать эту

    программу, но имеете в своей системе только цветную плату, то

    программа работает при установке сегмента DISPLAY на адрес 0B800H.

    Оба видео адаптера очень похожи при работе в текстовом режиме, и

    различаются только адресами памяти и ввода-вывода.

            Microsoft (R) Macro Assembler Version 5.00                1/1/80 04:05:26

            Фиг. 8.8 Горизонтальный сдвиг вправо                      Page     1-1

 

                                          PAGE  ,132

                                          TITLE Фиг. 8.8 Горизонтальный сдвиг вправо

 

             0000                   STACK SEGMENT STACK

             0000  0040[                        DW    64 DUP (?)

                     ????

                               ]

 

             0080                   STACK ENDS

 

             0000                   DISPLAY SEGMENT AT      0B800H

             0000                   DISPLAY_START     LABEL WORD

             0FA0                         ORG   4000

             0FA0                   DISPLAY_END LABEL WORD

             0FA0                   DISPLAY ENDS

 

             0000                   CODE  SEGMENT

                                          ASSUME      CS:CODE

             0000                   SIDE_SCROLL PROC  FAR

             0000  1E                     PUSH  DS

             0001  B8 0000                      MOV   AX, 0

             0004  50                     PUSH  AX

             0005  B8 ---- R              MOV   AX, DISPLAY

             0008  8E D8                        MOV   DS, AX

             000A  8E C0                        MOV   ES, AX

                                          ASSUME      DS:DISPLAY, ES:DISPLAY

 

                                    ;-----      Заполнение столбца 79 пробелами

 

                   Фиг. 8.8 Горизонтальный сдвиг вправо

             000C  B9 0019                      MOV   CX, 25

             000F  8D 3E 004E R                 LEA   DI, DISPLAY_START+78

             0013  B8 0720                      MOV   AX, 720H

             0016                   BLANK:

             0016  89 05                        MOV   [DI], AX

             0018  81 C7 00A0             ADD   DI, 160

             001C  E2 F8                        LOOP  BLANK

 

                                    ;-----      Сдвиг вправо

 

             001E  B9 07D0                      MOV   CX, 2000

             0021  8D 36 0F9E R                 LEA   SI, DISPLAY_END-2

             0025  8D 3E 0FA0 R                 LEA   DI, DISPLAY_END

             0029  FD                     STD

             002A  F3/ A5                       REP   MOVSW

 

             002C  A3 0000 R              MOV   DISPLAY_START, AX

 

             002F  CB                     RET

             0030                   SIDE_SCROLL ENDP

             0030                   CODE  ENDS

                                          END

 

               Фиг. 8.8 Горизонтальный сдвиг направо

 

      Программа на Фиг. 8.8 делает этот горизонтальный сдвиг очень

    простым способом. Правая колонка заполняется пробелами в результате

    записи 25 пробелов через каждые 160 байт памяти. Затем программа

    сдвигает весь дисплейный буфер по памяти на один байт вверх.

    Поскольку буфер дисплея непрерывно продолжается строка за строкой,

    символ, который был в колонке 79 строки 0, после сдвига оказывается

    в колонке 0 строки 1. Наконец, программа заменяет первый символ

    буфера пробелом.

 

      Монохромный адаптер имеет также несколько портов ввода-вывода,

    которые можно использовать при программаровании дисплея, но они

    будут рассмотрены очень бегло. Конструкция монохромного адаптера

    использует эти порты ввода-вывода в первую очередь для удобства

    аппаратной организации. Кроме того, программирование черно-белой

    платы в общих чертах аналогично цветной плате. Поскольку цветная

    плата имеет намного больше специальных возможностей в использовании

    портов ввода-вывода, мы поговорим о них в основном в следующем

    разделе.

 

      Монохромный адаптер порождает сигналы вертикальной и

    горизонтальной синхронизации, необходимые для нормального

    изображения, с помощью контроллера электронно-лучевой трубки 6845

    фирмы Motorola. Эта микрсхема содержит два порта ввода-вывода,

    имеющих адреса 3B4H и 3B5H. Адаптер также имеет управляющий порт

    3B8H и порт состояния 3BAH. После инициализации адаптера

    модифицировать коды в этих портах вряд ли стоит. Существуют и

    другие режимы работы, возможные для монохромной платы, но мы

    сконцентрируем наше внимание на цветной плате. Полное, детальное

    описание портов ввода-вывода монохромного адаптера можно найти в

    техническом описании.

Hosted by uCoz